Дети любят порядок. Убираем игрушки с рождения.
Родители часто сталкиваются с проблемой, что 3-х летнего ребенка невозможно заставить собрать игрушки. На самом, деле момент уже упущен и 3-х летнего вы уже навряд ли без уговоров заставите убрать за собой игрушки, а вот годовалого или 1,5 годовалого легко приучить убирать за собой. Как это не странно звучит, но дети любят порядок!!! В первую очередь приучать к порядку нужно не ребенка, а себя. Давайте вспомним, что происходит с ценными или опасными вещами, которые постоянно стоят на одном и том же месте, и в годовалом или 1,5 годовалом возрасте попадают ребенку в руки. Правильно, годовалый или 1,5 годовалый ребенок ставит эту вещь на место. Почему? Да потому что она всегда там стояла, и у ребенка это отложилось в голове. Другое дело игрушки, они всегда валялись на полу, когда он начинал ползать, ходить и ребенку не понятно, почему теперь к вечеру они должны быть в корзине для игрушек.
Так как же все-таки приучить ребенка собирать игрушки?
Давайте начнем с себя. Всегда ли мы кладем вещи на место, особенно, когда очень быстро куда-то собираемся? Часто бывает так, что мы куда-то спешим и нам некогда положить вещь на место, в итоге создается беспорядок. Мама, воспитывающая, маленького ребенка всегда куда-то спешит: покормить ребенка, погулять с ним, сготовить, постирать, уложить спать, не говоря о том, что другие члены семьи вообще забывают, что у каждой вещи есть место. Вот и дети начинают копировать наш образ жизни и оставлять игрушки там, где они им стали не интересны.
Давайте разберемся, почему мы в большинстве случаев не кладем вещи на место?
Как правило, наши шкафы, полки ящички забиты вещами, которыми мы давно уже не пользуемся и для того, чтобы положить вещь, которой мы постоянно пользуемся на место нужно сначала поднять (или подвинуть) ненужную вещь, а потом положить под нее другую это занимает хоть и не много, но все же время, поэтому легче просто бросить вещь куда попало, а потом убрать ее.
Как же решить эту проблему?
Попробуйте сначала разобрать все дальние шкафы, полки и ящики (откровенно говоря, просто из них все выкинуть, т. к. практика показывает, что этими вещами мы не пользуемся больше года, а потом и вовсе про них забываем), затем разберите все шкафы, полки и ящики, которыми пользуетесь постоянно (ежедневно), все вещи которыми вы пользуетесь ежедневно оставьте, а те которыми не пользуетесь больше месяца уберите в дальние шкафы. Таким образом, на полках у вас останется по 2-3 вещи, которые не только вам, но и вашим домашним не составит труда и затрат времени поставить на место. Так вы сможете постоянно поддерживать порядок в доме (правда, на организацию всего этого процесса у меня ушла где-то неделя, но в дальнейшем это сэкономило мне много времени).
Следующим этапом выделите несколько полок в доступном месте для ребенка под игрушки и рассортируйте их категориям: резиновые игрушки – зверюшки, развивающие игрушки (пирамидки, кубики, домики, конструкторы), музыкальные игрушки, мягкие игрушки, книги и поставьте все на соответствующие полки. Ребенку достаточно будет взглянуть всего 1 раз, чтобы запомнить место каждой игрушке. Так мы очень быстро выучили понятие: "Давай положи на место", когда игрушки лежали не в общей куче в корзине, а каждая на своем месте. Перед прогулкой я говорила ребенку: "Мы сейчас пойдем гулять, давай уберем все игрушки на место", и начинала сама все убирать, тут же подключалась дочка мне помогать. Прошло 3-4 дня мы очень куда-то спешили, я подумала: "ладно, придем и все уберем" и говорю ребенку: "Пошли гулять", дочка рванула сама убирать игрушки, здесь я поняла: "раз начала процесс не при каких обстоятельствах нельзя его нарушать", и мы быстро вдвоем собрали игрушки. Конечно, у нас потом были моменты, когда дочка на отрез отказывалась собирать игрушки, и не только их не собирала, но и начинала нарочно разбрасывать, но я старалась этого не замечать и продолжала убирать ее игрушки, через пару дней все как рукой снимало, и мы вновь убирали игрушки. Важно определить какое-то событие, перед которым вы будете собирать игрушки (ложится спать, гулять, а лучше приучать сразу поиграл – убери на место). Сейчас я поняла свою ошибку, что приучать ребенка к порядку нужно было еще раньше, потому что, взяв какую-то вещь с маминой полки поиграв дочка несет ее на место, потому что привыкла, что она всегда там стоит, а не на полу лежит, а игрушки мы убираем только перед прогулкой, а в остальное время они могут и на полу полежать. Что поделать сама упустила момент... Организовав таким образом места под каждую вещь и игрушки в доме, процесс уборки у нас каждый день стал занимать всего 40 мин (только для того чтобы пропылесосить ковры, помыть полы и вытереть пыль), убираемся мы обязательно вместе. Ребенок настолько привык к последовательности пропылесосить, помыть полы, вытереть пыль, что после завтрака она показывает мне на пылесос. Как – то пропылесосив ковры я на что-то отвлеклась, а дочка повела меня на лоджию и показывает на ведро и тряпку... После мытья полов, дочка сама идет к шкафу достает тряпку и начинает вытирать пыль, я ей специально отдельную тряпку выделила. Организовав день, таким образом, у вас на уборку квартиры будет уходить гораздо меньше времени, появится больше времени для семьи и себя и вы вырастите настоящего(ую) чистюлю.
Также вы можете приучить ребенка самостоятельно убирать в свой шкафчик постиранное белье (трусики, носочки, колготочки), просто выделите отдельное место для этих вещей в детском шкафчике и каждое утро складывайте туда детское белье, через пару дней ребенок сам начнет снимать с сушки белье и складывать в свой шкафчик. Вам даже не нужно будет об этом напоминать. Также дети любят помогать разбирать сумки из магазина, очень умилительно наблюдать за ребенком, который достает каждый продукт из сумки и нести на кухню, и складывает на стол. Конечно, это занимает гораздо больше времени, но не стоит из-за этого отказываться от помощи ребенка, чтобы не отбить у него в дальнейшем желание вам помогать, а наоборот похвалите его за это. По чаще просите ребенка что-либо убрать на место. Так вы вырастите послушного ребенка. У ребенка в сознании откладывается мама попросила, я сделал(а). И старайтесь не акцентировать внимание на отказе ребенка выполнить вашу просьбу, в следующий раз обязательно выполнит, в сознании ребенка не должны закрепляться отрицательные эмоции на ваши просьбы.
Итак, для того чтобы не упустить момент в воспитания в вашем ребенке помощника, необходимо следовать трем правилам:
Требовать от ребенка только то, что под силу вам самим, соблюдайте порядок сами и организуйте каждой вещи такое место, чтобы было не затруднительно положить ее на место вашим домашним.
Определите каждой игрушки свое место (мягким игрушкам можно и корзину для игрушек выделить).
Определитесь с событием, перед которым вы будете каждый раз убирать игрушки (прогулка, сон ребенка...). Строго действуйте этой последовательности.
Не упустите момент вырастить помощника!!!
|