Развиваем мелкую моторику.
Мелкая моторика рук — это и умение малыша зашнуровать ботинки, собрать зернышки со стола, нажать маленькие кнопочки на телефоне, а 3-5 лет это подготовка руки к письму. Чтобы помочь ребенку лучше владеть своими пальчиками, разработан целый арсенал игр и упражнений.
Наипростейшие игры: шнуровки и бусинки.
Дощечка с небольшими отверстиями и шнурок, который продевается в отверстия, — это шнуровка. Так малыш может „связывать", сплетать несколько продырявленных предметов, «пришивать» этим шнурком большие картинки-дощечки к маленьким. Простые занятия со шнуровкой (большие отверстия, крупная палочка на конце шнурка) доступны детям от 2 лет. Для старших ребят от 4,5 лет можно предложить заняться вышивкой по точкам на картоне большой иголкой.
Благодаря исследованиям Марии Монтессори педагоги также увидели, как замечательно на развитие большого, указательного и среднего пальцев (в наибольшей степени задействованных в письме) влияет нанизывание бусинок. Разноцветные, разной формы и размера, они образуют уникальное произведение искусства. Занятия с бусинками (не меньше 0,5 см в диаметре) не только готовят к письму, но и развивают художественный вкус ребенка. Хорошо также, чтобы кроха перекладывал бусинки, камушки, зернышки из одной коробочки, разбирал их по цвету или размеру, считал, готовил из них „еду". Само выбирание маленького предмета из мисочки или небольшой коробочки учит малыша координировать работу мелких мышц пальцев и руки. Взрослому же, проводящему подобное обучение, важно помнить и об отдыхе для ручек, не привыкших к такому труду. Лучший способ дать рукам отдохнуть — воспользоваться замечательными приемами веселой пальчиковой гимнастики со стишками. Если они понравятся малышу, то он станет повторять их не только во время занятий, но и на прогулке, даже засыпая, будет бурчать себе под нос эти стишки.
Самые простые гимнастические упражнения для пальцев все мы помним со школы, когда обе ладошки ритмично сжимаются и разжимаются под стихотворение:
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали!
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
Замечательные упражнения связаны также с возможностью сгибать и разгибать каждый пальчик отдельно от других.
Вижу-рисую.
Психолог Л. А. Венгер утверждает, что готовность малыша к школе определяется степенью развития зрительно-моторной координации, то есть тем, насколько рука умеет „слышать" глаз. Даже если мышцы готовы твердо держать карандаш, ребенку необходимо тренировать умение соотносить желаемый образ и действия пальцев рук. Раскраски и задачи на обведение контуров наилучшим образом „научат" глаз и руку детки работать в тандеме. Тут пригодятся ребусы, где животные и узнаваемые персонажи только намечены на рисунке. Малыш с 3 лет учится проводить кривую линию по ряду точек. Сначала линия не идет туда, куда ему хочется, выскакивает то в одну, то в другую сторону. Поэтому важно для начала ребенку предложить простой и большой рисунок (зонтик, дом, воздушный шар), который легко узнать даже при множестве ошибок. Постепенно, если малышу понравится полученный результат, можно подбирать более сложный рисунок.
Ребенок, который умеет считать и знает начертания цифр, с удовольствием последовательно соединяет пронумерованные точки. В таком типе заданий важно начинать с простых предметов, состоящих из прямых с 10-20 точками, а потом постепенно усложнять упражнения.
Следующий этап развития этой связи «глаз-рука» уже строится на воспроизведении увиденной формы рядом с ней, а не по ее контуру. Взрослый предлагает нарисовать рядом с образцом такой же квадрат, треугольник, круг. Сначала на том же листе, потом на отдельном. Самые сложные задачи такого типа — это нарисовать кривую или многокомпонентный предмет по образцу.
Важно также развить у ребенка умение заштриховывать форму, а не закрашивать, как попало, беспорядочно. При этом хорошо, если малыш научится это делать различными материалами — ручкой, мелком, простым и цветными карандашами.
Подготовить детку к письму очень непросто. Это требует не только постоянных тренировок. Одна из самых главных задач родителей — постепенно и регулярно предлагать ребенку посильные задачи на развитие рук. Упражнений много, все разнотипные, так что не стоит останавливаться только на одном виде. Сегодня рисуем, завтра бусы маме делаем, послезавтра с папой велосипед раскручиваем. Ежедневно тренируемся.
Левша и правша
Очень важно во всех ваших играх и занятиях, в которых активно задействованы руки, не ограничивать развитие только ведущей руки (левой или правой). Пусть учится одинаково хорошо владеть обеими своими руками.
А что делать, если кроха уже привык к тому, что одна ручка „доминирует" над другой? Если, например, задачи на рисование он постоянно делает только одной рукой. обязательно предлагайте ему выполнять гимнастические упражнения обеими ручками, поддержите его неумелую и более слабую вторую руку. Согласно многочисленным психологическим и физиологическим исследованиям, очень важно гармонично развивать обе руки, т.е. оба полушария головного мозга. Ведь каждое сложное задание, которое удалось выполнить, — это новая нейронная связь в коре, это ступенька к умственному развитию и полноценному восприятию мира. Интерес ребенка, желание преодолеть препятствие, заслужить похвалу — главные двигатели развития. Пусть малыш знает, где лежат книги и раскраски, пусть с выполнением каждого задания чувствует, что оно было немного труднее того, с которым он справился несколько дней назад. Задания должны как бы на полшага опережать возможности ребенка, требовать от него небольших, посильных, но усилий.
Кроха вырисовывает маленькие спиральки в ряд, отдельные друг от друга — одна, две линии. Он свято уверен, что написал то, что говорит. Конечно, хотелось бы увидеть, как эти кружочки превращаются в красивые и стройные буквы, осмысленное письмо. Но, может, не стоит торопить события — всему свое время. А слова можно складывать и из слоговых, буквенных кубиков, разбираться с кассой и магнитными таблицами. Постепенно пальцы и руки окрепнут, и у малыша закрепится представление о письменном способе передачи информации, о признаках по которым буквы отличаются друг от друга, вот тогда вдруг появится записка возле двери: „Я пошол водвор". И начнется новый этап, письменный.
(Журнал Мой ребенок.)
|