Рус  |  Укр Вхід для покупців  |  Ваш кошик: (0) сумма 0.00грн    
Кроха
+38-066-02-77-853; 096-19-396-21
+380-66-02-77-853
Готовимся к письму

 

Развиваем мелкую моторику.

 

Мелкая моторика рук — это и умение малыша зашнуровать ботинки, собрать зернышки со стола, нажать маленькие кнопочки на телефоне, а  3-5 лет это подготовка руки к письму. Чтобы помочь ребенку лучше владеть своими паль­чиками, разработан целый ар­сенал игр и упражнений.

Наипростейшие игры: шну­ровки и бусинки.

 Дощечка с небольшими отверстиями и шнурок, который продева­ется в отверстия, — это шну­ровка. Так малыш может „свя­зывать", сплетать несколько продырявленных предметов, «пришивать» этим шнурком большие картинки-до­щечки к маленьким. Простые занятия со шнуровкой (боль­шие отверстия, крупная па­лочка на конце шнурка) дос­тупны детям от 2 лет. Для старших ребят от 4,5 лет мож­но предложить заняться вы­шивкой по точкам на картоне большой иголкой.

Благодаря исследованиям Марии Монтессори педагоги также увидели, как замеча­тельно на развитие большо­го, указательного и средне­го пальцев (в наибольшей степени задействованных в письме) влияет нанизыва­ние бусинок. Разноцветные, разной формы и размера, они образуют уникальное произ­ведение искусства. Занятия с бусинками (не меньше 0,5 см в диаметре) не только готовят к письму, но и развивают ху­дожественный вкус ребенка. Хорошо также, чтобы кроха перекладывал бусинки, ка­мушки, зернышки из одной коробочки, разбирал их по цвету или размеру, считал, готовил из них „еду". Само выбирание маленького пред­мета из мисочки или неболь­шой коробочки учит малыша координировать работу мел­ких мышц пальцев и руки. Взрослому же, проводящему подобное обучение, важно по­мнить и об отдыхе для ручек, не привыкших к такому труду. Лучший способ дать рукам отдохнуть — воспользо­ваться замечательными при­емами веселой пальчиковой гимнастики со стишками. Если они понравятся малы­шу, то он станет повторять их не только во время заня­тий, но и на прогулке, даже засыпая, будет бурчать себе под нос эти стишки.

Самые простые гимнастиче­ские упражнения для пальцев все мы помним со шко­лы, когда обе ладошки рит­мично сжимаются и разжи­маются под стихотворение:

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали!

 Мы немножко отдохнем

 И опять писать начнем.

 Замечательные упражнения  связаны также с возможностью сгибать и разгибать каждый пальчик отдельно от других.

 

Вижу-рисую.

Психолог Л. А. Венгер утвер­ждает, что готовность малы­ша к школе определяется степенью развития зритель­но-моторной координации, то есть тем, насколько рука умеет „слышать" глаз. Даже если мышцы готовы твердо держать карандаш, ребенку необходимо тренировать уме­ние соотносить желаемый об­раз и действия пальцев рук. Раскраски и задачи на обведе­ние контуров наилучшим об­разом „научат" глаз и руку детки работать в тандеме. Тут пригодятся ребусы, где жи­вотные и узнаваемые персона­жи только намечены на рисун­ке. Малыш с 3 лет учится про­водить кривую линию по ряду точек. Сначала линия не идет туда, куда ему хочется, выска­кивает то в одну, то в другую сторону. Поэтому важно для начала ребенку предложить простой и большой рисунок (зонтик, дом, воздушный шар), который легко узнать даже при множестве ошибок. Постепенно, если малышу по­нравится полученный резуль­тат, можно подбирать более сложный рисунок.

Ребенок, который умеет счи­тать и знает начертания цифр, с удовольствием пос­ледовательно соединяет про­нумерованные точки. В таком типе заданий важно на­чинать с простых предметов, состоящих из прямых с 10-20 точками, а потом постепенно усложнять упражнения.

Следующий этап развития этой связи «глаз-рука» уже строится на воспроизведе­нии увиденной формы рядом с ней, а не по ее контуру. Взрослый предлагает нари­совать рядом с образцом та­кой же квадрат, треугольник, круг. Сначала на том же лис­те, потом на отдельном. Са­мые сложные задачи такого типа — это нарисовать кри­вую или многокомпонент­ный предмет по образцу.

Важно также развить у ре­бенка умение заштриховы­вать форму, а не закраши­вать, как попало, беспорядоч­но. При этом хорошо, если малыш научится это делать различными материалами — ручкой, мелком, простым и цветными карандашами.

 

Подготовить детку к письму очень непросто. Это требует не только постоянных трени­ровок. Одна из самых главных задач родителей — постепенно и регулярно предлагать ребен­ку посильные задачи на раз­витие рук. Упражнений мно­го, все разнотипные, так что не стоит останавливаться только на одном виде. Сегодня рису­ем, завтра бусы маме делаем, послезавтра с папой велоси­пед раскручиваем. Ежедневно тренируемся.

Левша и правша

Очень важно во всех ваших играх и занятиях, в которых активно задействованы руки, не ограничивать развитие только ведущей руки (левой или правой). Пусть учится одинаково хорошо владеть обеими своими руками.

А что делать, если кроха уже привык к тому, что одна руч­ка „доминирует" над другой? Если, например, задачи на рисование он постоянно де­лает только одной рукой. обязательно предлагайте ему выполнять гимнастические упражнения обеими ручка­ми, поддержите его неуме­лую и более слабую вторую руку. Согласно многочислен­ным психологическим и фи­зиологическим исследовани­ям, очень важно гармонично развивать обе руки, т.е. оба полушария головного мозга. Ведь каждое сложное задание, которое удалось выполнить, — это новая нейронная связь в коре, это ступенька к умствен­ному развитию и полноценно­му восприятию мира. Интерес ребенка, желание преодолеть препятствие, за­служить похвалу — главные двигатели развития. Пусть малыш знает, где лежат кни­ги и раскраски, пусть с вы­полнением каждого задания чувствует, что оно было не­много труднее того, с кото­рым он справился несколько дней назад. Задания должны как бы на полшага опережать возможности ребенка, требо­вать от него небольших, по­сильных, но усилий.

Кроха вырисовывает ма­ленькие спиральки в ряд, от­дельные друг от друга — од­на, две линии. Он свято уве­рен, что написал то, что гово­рит. Конечно, хотелось бы увидеть, как эти кружочки превращаются в красивые и стройные буквы, осмыслен­ное письмо. Но, может, не стоит торопить события — всему свое время. А слова можно складывать и из сло­говых, буквенных кубиков, разбираться с кассой и маг­нитными таблицами. Посте­пенно пальцы и руки окреп­нут, и у малыша закрепится представление о письменном способе передачи информа­ции, о признаках по которым буквы отличаются друг от друга, вот тогда вдруг поя­вится записка возле двери: „Я пошол водвор". И начнется новый этап, письменный.

(Журнал Мой ребенок.)

Готовимся к письму

Збільшити